RSS

Защита прав граждан, обратившихся в правоохранительные органы с заявлениями о преступлениях

24.11.2014
конституция.jpg   Уважаемые жители района Зюзино!

Конституцией закреплено, что Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. При этом, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Государство такую обязанность возложило на многие правовые институты, в т.ч. на органы прокуратуры.
Следует признать, что одной из проблем современного российского государства является низкая правовая культура. Причем, это касается не только обычных граждан, но самих сотрудников правоохранительных органов.
В этой связи одной из важнейших задач органов прокуратуры, помимо надзора за соблюдением и защиты нарушенных прав и свобод человека и гражданина, является правовое просвещение.
Анализ содержания поступающих в прокуратуру города обращений показывает, что подавляющее их большинство касается нарушения прав граждан, обратившихся в правоохранительные органы с заявлениями о преступлениях, сотрудниками этих же правоохранительных органов.
Публикацией данной статьи полагаю возможным обратить внимание граждан на имеющуюся проблему, предложив некоторые пути ее разрешения.
Нарушения прав граждан, обратившихся в правоохранительные органы с заявлениями о преступлениях, условно можно разделить на два блока: нарушения при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (проще говоря, при подаче заявления, организации, проведении доследственной проверки, принятии процессуального решения), нарушения при расследовании уголовного дела.
Характерными нарушениями при приеме сообщений о преступлениях являются отказ в принятии такого сообщения либо рекомендация обратиться в другой правоохранительный орган.
Важно понимать, что никаких законных оснований не регистрировать заявление о преступлении, законодателем не предусмотрено. При этом, в большинстве случаев в подаваемых заявлениях (обращениях, жалобах) действительно не содержится сведений о совершении преступления, даже несмотря на то, что заявитель так считает и называет свое обращение заявлением о преступлении. Необходимо уяснить, что отсутствие таковых не дает правоохранителю право не принимать заявление (обращение, жалобу). Он в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также принятыми в соответствии с ним ведомственными инструкциями обязан принять любое обращение и дать на него ответ, хотя бы об отсутствии оснований для проведения проверки. При этом совершенно не важно, в какой из правоохранительных органов подано обращение, будь то отдел МВД, СК или иной. В этой ситуации сотрудники отдела должны самостоятельно в течение 7 суток направить обращение в соответствующий орган.
Отказ в приеме обращения нарушает права заявителя и может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном ст.ст. 124 и 125 УПК РФ.

Характерным нарушением при регистрации поступившего заявления как сообщения о преступлении является невыдача документа о принятии заявления о преступлении.
Согласно ч. 4 ст. 144 УПК РФ, заявителю выдается документ (чаще всего он называется талон) о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.
Отказ в выдаче такого документа нарушает права заявителя и может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном ст.ст. 124 и 125 УПК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 144 УПК РФ, дознаватель, орган дознания (имеются ввиду органы МВД, ФССП и т.д.), следователь (МВД, СК и т.д.), руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном УПК РФ, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок проверки. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток.
По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает решение о возбуждении уголовного дела, либо об отказе в возбуждении уголовного дела, либо о передаче сообщения по подследственности. О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.
Существует распространенное заблуждение, что срок обжалования процессуальных решений ограничен. Это не так, заявитель вправе самостоятельно обжаловать принятые решения в любой временной промежуток, срок подачи таких обращений законодателем не ограничен.
Принятые процессуальные решения в соответствии со ст. 123 УПК РФ могут быть обжалованы в порядке ст. 124 УПК РФ руководителю следственного органа или прокурору, а также в порядке ст. 125 УПК РФ в суд участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.
Другими словами, во избежание недоразумений и затягивания срока рассмотрения обращений заявителю следует самостоятельно подавать такие обращения, либо оформлять надлежащим образом заверенную доверенность на подачу такого обращения.
Совершенно неважно каким образом такое обращение подано: на личном приеме, почтовой корреспонденцией или посредством сети Интернет.
В любом случае прокурор, руководитель следственного органа рассматривает такую жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.
Такие жалобы рассматриваются территориальным (районным) прокурором, надзирающим за данным органом следствия или дознания. Нередки случаи, когда в обращении заявителем указывается просьба о рассмотрении по существу вышестоящим прокурором. Порядок рассмотрения обращений граждан в прокуратуре Российской Федерации регламентирован Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45. В соответствии с данной Инструкцией, обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, направляются им для проверки доводов, с одновременным уведомлением об этом заявителя. Таким образом, такая просьба подлежит отклонению до тех пор, пока заявителем не обжалуется ответ руководителя (прокурора) соответствующей прокуратуры.
Постановления дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные решения и действия (бездействие) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления.

Нарушения прав граждан, обратившихся в правоохранительные органы с заявлениями о преступлениях, в ходе расследования уголовного дела сводятся, в большинстве случаев, к нарушению прав потерпевшего.
Потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. Решение о признании потерпевшим принимается незамедлительно с момента возбуждения уголовного дела и оформляется постановлением дознавателя, следователя, судьи или определением суда.
В соответствии с ч. 2 ст. 42 УПК РФ потерпевший вправе знать о предъявленном обвиняемому обвинении, давать показания, отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников (при согласии потерпевшего дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и в случае его последующего отказа от этих показаний), представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, давать показания на родном языке или языке, которым он владеет, пользоваться помощью переводчика бесплатно, иметь представителя, участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству либо ходатайству его представителя, знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания, знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы и заключением эксперта, знакомиться по окончании предварительного расследования, в том числе в случае прекращения уголовного дела, со всеми материалами уголовного дела, выписывать из уголовного дела любые сведения и в любом объеме, снимать копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств (в случае, если в уголовном деле участвует несколько потерпевших, каждый из них вправе знакомиться с теми материалами уголовного дела, которые касаются вреда, причиненного данному потерпевшему), получать копии постановлений о возбуждении уголовного дела, о признании его потерпевшим, об отказе в избрании в отношении обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу, о прекращении уголовного дела, о приостановлении производства по уголовному делу, а также по ходатайству вправе получать копии иных процессуальных документов, затрагивающих его интересы, приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда, знать о принесенных по уголовному делу жалобах и представлениях и подавать на них возражения, ходатайствовать о применении мер безопасности в соответствии с ч. 3 ст. 11 УПК РФ, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.
Нарушение этих прав также может быть обжаловано в порядке ст.ст. 124-125 УПК РФ.

Уважаемые жители района!
Обращаюсь к Вам с призывом не бояться и не стесняться защищать свои права.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати